"НЕЗЕМНЫЕ" ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ФИЛЬМА ФЕДОРА БОНДАРЧУКА "ОБИТАЕМЫЙ ОСТРОВ" СОЗДАВАЛИ В ЗАСЕКРЕЧЕННОМ ГАРАЖЕ ПОД КИЕВОМ В том, что картина пользуется огромной популярностью - только за две недели января ее посмотрели более трех миллионов зрителей - заслуга и украинских умельцев
Юрий ГАЕВ "ФАКТЫ" (Запорожье)
Первая часть кинодилогии Федора Бондарчука "Обитаемый остров" в России бьет рекорды кассовых сборов. Только за две недели января ее посмотрели больше трех миллионов человек. Приятно, что в успехе фильма есть и заслуга украинцев. Об участии в работе над сценарием киевских супругов-фантастов Марины и Сергея Дяченко, продюсерстве Александра Роднянского всем известно. А вот имена людей, конструировавших чудо-технику, которой в "Обитаемом острове" немало, остались за кадром. Между тем некоторые из умельцев живут в Запорожье. Один из них - сотрудник по диагностике фирмы "Автопромтехно" Андрей Остапенко.
- В свое время для программы "Нового канала" "Алло, гараж!" мы переделали несколько машин, - говорит Андрей Остапенко. - Тогда же познакомились с киевским автодизайнером Сергеем Назаренко. Именно он два с половиной года назад и предложил нам принять участие в создании машин для фильма. Якобы итальянцы, с которыми договаривались до этого, запросили за работу непомерную цену. Нам назвали автомобили, на базе которых нужно было изготовить киношные средства передвижения. (Какие конкретно марки машин взяты за основу, Андрея Остапенко просили не разглашать. - Авт.). От нас требовалось, чтобы при заданном дизайнером внешнем виде машина не потеряла своих технических характеристик, была легкой в эксплуатации. Менялось все: панели, сиденья, общий внешний вид, даже колеса и выхлопная система - ничего "земного".
- Настоящая конструкторская разработка! Вам такое оказалось под силу?
- Нас было четверо: я, мой товарищ Олег Крылащенко и наши папы. Все автолюбители, люди с воображением. Работали мы под Киевом. В просторном высоком помещении была оборудована мастерская для переделки автомобилей и нашего проживания. Люди, проходившие рядом с этим зданием, даже не догадывались, что там происходит. Важно было не перегрузить придуманные нами машины, ведь они должны были ездить со скоростью 100 километров в час.
Двери на всех машинах должны были открываться не так, как обычно, а подниматься вверх. Для "Гвардейца" придумали специальный механизм, петли, два амортизатора на каждую дверь. Так и заказали, но когда двери обшили металлом, они перестали подниматься. Решили еще по одному амортизатору добавить. Опять все обшили, начали испытания - дверь не держится в поднятом состоянии! После установки четвертого амортизатора стала вминаться крыша. Пришлось все разобрать, укрепить крышу кронштейнами, установить с каждой стороны по четыре подъемных амортизатора. На это ушло немало времени.
Всего мы сделали два "Гвардейца", "Автозак" для перевозки заключенных, "Большой излучатель" и машину, на которой ездил Странник (актер Алексей Серебряков). Несколько раз приезжал наш консультант Сергей Назаренко, а также художники из Москвы. Вносили свои коррективы. Машина Странника, например, очень отличается от первоначального рисунка. Чтобы успеть все сделать в срок, задерживались в мастерской и до двух часов ночи.
- Сколько времени заняла работа?
- На весь процесс ушло пять месяцев, сроки были жесткие. Первые два автомобиля сдали в марте 2007-го, еще три - в начале мая. Испытания проводили по ночам, выгоняли машины на улицу и проверяли, как поведут себя тормоза, сцепление.
- Какие-то нестандартные решения приходилось принимать?
- Обычные рабочие хитрости, когда в ход идут все подручные материалы. Для вращения антенны на крыше "Большого излучателя", установочных мест под пулеметы применили стандартный механизм "дворника". Вместо отражателей в фарах использовали хромовую краску. Придуманные нами фары неплохо смотрелись и давали хороший свет. А вот параллельная бригада, которая работала над еще шестью автомобилями, по-настоящему удивила. Ребята умудрились сделать машину с четырьмя передними колесами, при повороте руля все они поворачивались, при этом автомобиль не терял маневренности. Мы долго спорили, поедет он или нет.
"Бондарчук даже сам мыл машины"
- Съемки фильма проходили в Крыму. Как добирались туда автомобили?
- На автовозах, накрытые тентом. Мы с напарником несколько дней присутствовали на съемках. Одно из требований к машинам заключалось в том, что они должны быстро ремонтироваться после эпизодов погонь и столкновений. Съемочная группа ожидала увидеть именно такие необычные автомобили, но была очень удивлена сроками их изготовления. Предполагалось, что для работы над каждой машиной уйдет примерно до полугода. В Крыму художники фильма подкрасили авто, придав им необходимые оттенки, наклеили отличительные знаки.
- Как отреагировал на диковинную технику Федор Бондарчук?
- Очень похвалил нашу работу. Поразила хорошая черта Федора Сергеевича: не гнушаться никакой работы, даже черновой. Режиссер подходил, брал тряпку и мыл лобовое стекло. В основном рабочие контакты у нас были с оператором. Например, он говорил: "Завтра будем снимать внутри автомобиля лицо героя крупным планом. Обратите внимание, чтобы в кадр не попала "земная" надпись на руле, другие детали". Такие же пожелания могли предъявляться к колесам, панели. Мы все учитывали: заклеивали, закрашивали, переставляли запчасти с другого автомобиля. Перед съемкой одного из эпизодов Федор Сергеевич увидел, что возле руля расположены два попадающие в кадр "земные" отверстия. И сразу предложил выход: вставить в них обычные сигнальные оранжевые лампочки. На все ушло две минуты, лампочки поместились в отверстиях идеально. Вышло очень не "по-земному".
Наблюдать за тем, как делают большое кино, очень интересно. Отснятую пленку отправляли на проявку в Москву. Но параллельно все снимали с помощью компьютера, где каждый кадр, трюк, дубль можно посмотреть сразу. Если что-то не нравилось, тут же переснимали. Между трюком, сыгранным вживую, и тем, что зритель видит в кадре, огромная разница. Поэтому каскадеры после съемки сбегались к монитору посмотреть, что же вышло.
Работали все каскадеры очень профессионально. Никто ведь не знал, как поведет себя машина, сделанная без заводских расчетов, масса которой на 500 килограммов больше базовой модели. Как отреагируют тормоза, как впишется автомобиль в поворот?
В Севастополе съемки проходили в специально построенном тоннеле. Все люди в целях безопасности были удалены оттуда. В принципе, техника вела себя хорошо. Правда, однажды не выдержала нагрузок коробка передач на машине Странника. Автомобиль замаскировали, отвезли на ближайшую СТО, где быстро заменили механизм.
Когда съемочная группа, отсняв гонки главных героев, шла отдыхать, мы работали. Нам четко объясняли, какой механизм необходимо к утру восстановить, а что может подождать. И мы всю ночь рихтовали, варили, подкрашивали. С каскадерами часто общались, они давали дельные замечания. Посоветовали, например, усилить машину Странника бампером. К очередной съемке мы его изготовили. Каскадеры были суперпрофессионалами! Зная, что стекла на машинах трудно заменить, они умудрились их не разбить.
- Кроме ваших машин в "Обитаемом острове" уйма другой движущейся техники. Кто ее автор?
- Ее тоже делали в Украине, где точно - не знаю. А вот необычного вида мотоциклы, на которых в фильме ездят охранники, - реальная техника членов киевского клуба байкеров. Ребята на них сами приехали.
- Если не секрет, сколько вам заплатили за создание пяти "неземных" машин?
- Нормально, все довольны. Сумма была оговорена сразу при подписании договора. Нам очень здорово работалось. Папа говорит, это было самое интересное событие в его жизни. Надеемся, сотрудничество продолжится.
Как известно, жизнь хитра. Когда у тебя на руках все козыри, она начинает играть в шахматы…
Я пролистала, вроде бы этого ещё не было.
Несмотря на весь стёб по поводу расцветки танка)) *хотя знатоки Стругацких помнят, что это просто банальная маскировка)))*, розовая окраска боевой техники не в новинку и на Земле.
первым танки в розовый цвет покрасил Роммель, во время действий в Сахаре. Англичане, не будь дураки, подхватили. Это фото подбитого английского танка "Черчилль".(с) Вот здесь есть замечательная почти-рецензия, точнее ликбез для самых умных))) по этому поводу. tridentt.livejournal.com/33931.html
PS читать дальшечестно признаюсь, что нашла инфу у кого-то в дневнике (листала)) , но не помню. Если автор сюда выбредет - мои искренние извинения))
(продолжение беседы Федора Бондарчука и Гоши Куценко)
читать дальше- Миша Пореченков спродюссировал, «ВВП-Альянс» спродюсировал «Сказки-21», там ты там играешь учителя физкультуры, и еще какого-то учителя...
- Я - учитель физкультуры! И я музицирую еще везде. У меня дети занимаются физкультурой, поют на уроках, делают упражнения под музыку.
- В «Сказках-21», снялись, по-моему, все знаменитые актеры?
- Да, да... валяли дурака все! Серьезно. Но очень приятная была работа! Я играл с Михаилом Михайловичем Казаковым, я даже говорил: «Я старый спортсмен, я не помню слов любви!», и он мне позволил сказать это! Да! Ой, хорошо было, чего-то я вспомнил сейчас про «Остров обитаемый»... А! Ты помнишь, когда я уезжал полтора года назад на 9 мая петь «Темную ночь».
- На Красную площадь, конечно! Жутко волновался.
- Я очень жутко волновался! Я пел единственный живьем «Темную ночь»
- Да, помню!
- И когда я сказал об этом Гармашу, вот здесь и проявился его злой язык, и его характер адский, он довел меня до истерики, но в итоге спас! Я подходил и подходил к каждому, в том числе, и тебе, и ко всем, ко всей группе, и напевал эту песню, потому что я понимал, что мне нужно будет выйти на прямой эфир, на Красную площадь...
- И тысячи человек будут смотреть...
- И 50 000 человек! Ветераны и президенты, и все это было ужасно. Я подошел и сказал Гармашу: «Ты знаешь, я хочу спеть живьем!», он остановил грим, повернулся ко мне, ты знаешь Гармаша, с таким лицом, и сказал: «Ты будешь петь живьем?!», развернулся и замолчал. Я тоже помолчал для приличия, и говорю: «Сереж, а чем вызвана, собственно, пауза? Что такого?» он говорит: «Нет, нет, ничего! Я просто иначе взглянул на тебя!... Если бы мне, Сергею Гармашу, народному артисту России, предложили выйти, спеть не просто какую-то песню о войне, а «Темную ночь», на Красную площадь, в прямом эфире на глазах...»
- Перед президентом и ветеранами...
- Последними ветеранами, я бы, Сергей Гармаш, я бы отказался! Потому что, ты понимаешь, что если ты забудешь слова — то все! В твоей жизни — все!» Это крах всей карьеры, и тебя ничего не спасет, ни Бондарчук, никто!» Я побелел, сказал: «Подожи, Сереж, подожди, мне неделя осталась... может еще отказаться?!» Он говорит: «Срочно звони! Говори, что будешь петь под фонограмму! Не выделяйся! Ты что?!» Я звонить, а мне говорят: «Нет, все уже утвердили, вы поете живьем!» И у меня начался колотун, и тут он мне подошел, говорит: «Значит, Гош, я тебя люблю, уважаю! Смотри: давай сделаем так: если ты вдруг, ну, не забудешь слова, ты не волнуйся, делай как я тебе скажу! Вот ты забыл, - ты возьми руку, поднеси ее к глазам, потом, ну как бы, расплакался, ты заплачешь, поверь! Потом опусти ее резко, подними глаза в камеры, и скажи: «Фашисты, будьте вы все прокляты!»
- Будьте прокляты!
- И эту фразу мы пытались засунуть тебе в картину, «Будьте вы все прокляты!» каждую секунду, а ты психовал, но один раз, я ее все-таки засунул, я не знаю, ты...
- Фразу: «Будьте вы все прокляты», я запомню на всю жизнь! «А здесь, Федор Сергеевич, заканчивается монолог, а здесь Федор Сергеевич можно..» - я говорю: «Что?»... - «да будьте вы все прокляты!».
- Это когда у нас, помнишь сцена со звездолетом, мы долго ее снимали, она, по-моему не вошла в картину...
- Нет, не вошла...
- В видео она войдет?
- В видео будет!
- Огромный красивый звездолет, и мы отсняли этот длинный план прохода, и сцена заканчивается на мне, когда Гармаш говорит: «Может, я и сбил!». Что же я ляпнул тогда? Я сказал… Чего-то я ляпнул!
- «Э-хе-хе!»… Было 2 фразы-паразиты: «Будьте вы прокляты!» и «Э-хе-хе!»
- Я сказал это злое «Э-хе-хе» и у меня полетел монитор! Я помню твой ор, я помню, да. И мы забились тогда в угол, и я сказал: «Все! Я больше не импровизирую!». Это было круто! Я помню эти моменты…
- О, сволочь! Но это огромное количество мух, которое там было, и хотелось побыстрее снять, и я смотрю, что, по-моему, идет идеальный дубль, я говорю: «Все! Сработали! Вот она пауза! Вот он, Гармаш, поворачивается на Куценко, и вдруг я слышу от Куценко.. «Э-хе-хе!»! Е-...…
- Твою мать! Да! Так это звучало! Да! Это было страшно! Я убежал с площадки, я спрятался за какой-то камень, да! Дубль! Я говорю: «Феденька, ты же отрежешь! Там же было достаточно!» - «Молчать!» Это было, это геноцид был! Геноцид! Абсолютный, но теперь приятно!
- Хорошо, 28 декабря я жду тебя на премьере, в галстуке, костюме...